новости - МАРГИНАЛИЗАЦИЯ ДИЗАЙНА. ПОЧЕМУ МУЗЫ И ИКОНЫ СОВРЕМЕННОЙ МОДЫ - ТИКТОКЕРЫ И РЭПЕРЫ?

МАРГИНАЛИЗАЦИЯ ДИЗАЙНА. ПОЧЕМУ МУЗЫ И ИКОНЫ СОВРЕМЕННОЙ МОДЫ - ТИКТОКЕРЫ И РЭПЕРЫ?

Andrey Dalakishvili, 19.05.2021

В чем сила моды? В том что она очень точно и сатирично демонстрирует ценности и общее состояние общества своего времени. Если в начале двадцатого века Поль Пуарэ и Мадлен Вионне вдохновлялись античной культурой, Эльза Скиапарелли создавала шедевры сюрреализма интерпретированные в костюм, то сейчас мы видим образы беженцев и наркоманов, которые нам демонстрируют Balenciaga и Vetements. Спортивный стиль и эстетика рабочих, подменяющие высокую моду не без помощи Канье Веста и Вирджила Абло.

Почему так происходит? Все просто. Начало двадцатого века ознаменовало закат классового общества и аристократии, отголоски которой доносились вплоть до 80х годов. Эпохи, в которой существовали семьи, передающие ценности, культуру и наследие из поколения в поколение. Они были аудиторией, которая создавала отклик на высокую моду и высокое искусство, которое впитывалось с молоком матери - окружением фамильных домов и семейными традициями. Исчезая, какое-то время они все еще оставляли инерционный след на массовой культуре и кинематографе, который окончательно исчез во второй половине века. 20 век подарил миру состоятельный класс совсем иного происхождения, с другими триггерами и объектами романтизации.

Вымирающая аристократия и потомственная элита сменилась быстро разбогатевшими предпринимателями и медиаперсонами. Герой нового времени - из народа, который поднялся, но остался близок к корням. В конце 80х пришел Хип-Хоп, который начал совсем иначе эксплуатировать люкс и предметы роскоши. Те же 80е - эпоха Джанни Версаче, который подарил нуворишам то, что было им понятно и близко - дорогую одежду которая выглядела на все свои деньги - много золота, изощренные орнаменты, откровенные и крайне сексуальные наряды. Далее - эпоха гламура и его король Джон Гальяно. Это все крайне далеко от сегодняшней моды с образами нищих и беженцев. Но это то, что продемонстрировало смену нравов, уход от традиций и ценностей старого времени.
This is all very far from today’s fashion with images of beggars and refugees. But this is what demonstrated a change in mores, a departure from the traditions and values of the old time.

Далее - очень голословное и сомнительное мое наблюдение. Мне кажется, что феномен Apple сыграл колоссальную роль в том, как люкс и мода переориентировались с априори обеспеченного класса на молодую аудиторию среднего достатка, создав понятие "мастхэв". Мы не воспринимаем айфон как предмет роскоши, хотя он стоит как неплохая месячная зарплата. С айфоном ходит каждый школьник в Бутово. Тоже самое сейчас происходит и с модой - люксовые бренды поняли что намного эффективнее не ориентироваться на маленькую кучку богатеев, а возвести свой продукт в культ пролетариата, который умеет копить и брать кредиты. Все чаще это история про “гуляем на все деньги” или “выпросил у мамы за пятерку в году”. Отсюда и соответствующие метафоры и близкая широким массам дворовая, нищая эстетика, которая отныне - символ постиронии и чувства стиля.

 

АВТОР СТАТЬИ: